ЙОГА ИНТЕЛЛЕКТА -

развитие когнитивных способностей, интеллекта и креативности.

Татьяна Березина, доктор психологических наук

 

Проект посвящен памяти выдающегося ученого профессора

Дружинина Владимира Николаевича

 

«Сегодня самый лучший день.

Пусть веют флаги над полками.

Сегодня самый лучший день.

Сегодня битва с дураками».

А. Макаревич

на главную страничку Эксперимента: http://experiment4.narod.ru/index.html

К началу раздела Йога интеллекта - http://experiment4.narod.ru/intel.html

 

Некоторым людям  свойственно стремиться стать чем-то большим, чем они есть. Это весьма странное желание.  Но оно существует, и, возможно, даже свойственно всем людям, только в разных пропорциях.    Как и творческие способности.  Как и интеллект.

За тысячелетия своего существования человечество придумало множество  систем самосовершенствования.  Пожалуй, система йоги – самая лучшая их них, самая разработанная, и больше всего обещает своим адептам.

Йога возникла в древней Индии;  первое дошедшее до нас описание – Йога Сутра -  классический труд, написанный мудрецом Патанджали примерно во 2 веке до н.э.  Однако любая система самосовершенствования предполагает совершенствование человека по отношению к окружающему его мира. За два тысячелетия, прошедшие со времен Патанджали, мир изменился.   И люди, живущие в нем (мы с вами), также изменились. И то, что великолепно подходило мудрецам Древней Индии, не всегда    то, что требуется современному человеку для достижения совершенства.

А что требуется современному человеку?

Интеллект. 

Креативность.

Владимир Николаевич Дружинин так определил эти понятия[1]. Интеллект – это общая адаптивная способность, способность человека приспособиться к изменяющемуся миру.  Умный – тот, кто лучше приспособился; у кого больше зарплата, круче карьера, и при этом  лучше здоровье  на долгие годы жизни.  Креативность  - это творческие способности – способность созидать новые миры, меняя реальность, существовавшую прежде, и, конечно же,  способность изменить самого себя.

Возможны четыре типа людей.

Глупые и нетворческие.  Это счастливые и  довольные люди, занимающие низшие ступеньки социальных лестниц, ничего не придумывающие, никуда не стремящиеся. При наличии сопутствующих условий могут сделать незначительную карьеру, самодовольны.

Умные, но нетворческие. Это успешные карьеристы, достигающие высокого общественного положения,    всевозможные начальники, критики, ревнители традиций. Их общая черта – нетворческость. При всех своих достижениях они не способны создать ничего нового: ни в науке, ни в искусстве, ни в социальной жизни. Тревожно-мнительны, иногда бешено завидуют   креативам.

Глупые, но творческие. Это из породы непризнанных гениев.  Увы, часто непризнанные заслуженно, поскольку почти любое творчество требует интеллектуальных усилий. Изобретатели велосипедов, творцы самодеятельных  социальных теорий, графоманы.  Из-за невысокого интеллекта часто не способны получить хорошее    образование и, соответственно,  ознакомиться с культурным багажом человечества (а  в научном творчестве  без этого – дело швах). По той же причине сложности с социальной карьерой, а  это значит,  творчество в стол. В принципе, в некоторых областях искусства, не требующих особого интеллекта, и вообще усилий (долгой тренировки, работы над собой или над словом) такому человеку, может быть и   возможно  добиться успеха. Не знаю. В.Н.Дружинин, считал, что нет. Но мне иногда (глядя на экран телевизора), кажется, что да. Вероятно, это будет временный успех. Возможно, успех, обеспеченный интеллектуальными усилиями других людей (менеджеров, продюсеров). Представители этого типа особо  склонны к вредным привычкам (типа алкоголя).

Умные и творческие. Это самый лучший тип. Творческий человек, способный самореализоваться.

Именно поэтому наш проект включает в себя комплексное развитие и интеллекта и креативности.  Ибо без этого никуда.

Собственно говоря, идея этого  эксперимента  пришла мне в голову несколько лет назад, когда еще не было необходимости посвящать ее памяти В.Н.Дружинина, тогда я еще надеялась однажды зайти к нему в кабинет и просто  поговорить. Увы.   Все началось с того, как несколько лет назад после одного не вполне удачного эксперимента мне в голову закралась неожиданная  мысль. И почему  это мне не удается стабилизировать пси-способности? Или это явление такое принципиально не стабильное. Или я недостаточно умна для этого.  И тогда на свет родился проект создания комплексной системы по развитию когнитивных функций, интеллекта и креативности  (позже я назвала его тренинг поумнения или йога интеллекта). Первым испытуемым  была я сама. И еще несколько человек, пожелавших поумнеть для лучшего разрешения каких-то там своих проблем. В качестве  критерия поумнения  для себя я выбрала - раскрытие механизмов телепатии (если смогу раскрыть после тренинга – значит, поумнела), у остальных участников Эксперимента были свои проблемы и свои критерии. Кто-то хотел устроить личную жизнь, кто-то найти высокооплачиваемую работу. С тех пор прошло несколько лет. Поумневшие участники эксперимента решали свои личные проблемы,  мне пришла в голову новая модель телепатии, описанная в соответствующем разделе этого сайта .

И потом трагически погиб  профессор Дружинин.  Один из самых умных и креативных  ученых нашего времени. Остались его теории.  Концепции интеллекта и креативности. Я опиралась на них, разрабатывая свою систему тренировки когнитивных функций и развития  интеллектуальных и творческих способностей.

В качестве прототипа системы самосовершенствования  мною была выбрана йога.

Итак,  Йога Сутра,   состоящая  из 185 афоризмов, в которых раскрывается смысл Йоги, описываются средства для достижения цели и препятствия, стоящие на пути йогина.  Существуют разные направления йоги. Многие из них возникли в глубокой древности, в т.ч. классические (хатха-йога – система физического совершенства, раджа-йога – система психической тренировки, бхакти- йога, рекомендующая поклонение божествам, карм а- йога, учащая не привязываться к результатам своего труда и джняна-йога   - йога познания).  Есть неклассические виды йоги, например, возникшая  на Тибете йога ясного света (сна и сновидений).   Есть и современные варианты йоги, типа Агни-йоги (йоги огня), описанные Е.Рерих.

Главная особенность йоги – это ее комплексность, предлагается система заповедей и упражнений на каждый день, на каждую минуту, со всех сторон развивающих выбранную функцию. Примерно, того же я бы хотела для развития  интеллекта. Множество несложных упражнений, которые не занимают особого времени, которые можно и нужно делать в быту, когда ложишься спать, когда встаешь, когда ешь, когда едешь на работу, когда смотришь в окно. Вообще-то классическая йога – это образ жизни. Того же я желаю и для йоги интеллекта.

Вторая особенность йоги – многранность.  Развиваются все способности.  Нечто сложное – физическое совершенство – разбивается  на сотню и более составляющих, и для каждой из них подбираются упражнения. Например, в хатха-йоге существует множество движений и поз для развития гибкость каждого самого незначительного сустава.  То же надлежит сделать и для развития интеллектуальных и творческих способностей. Не секрет, что интеллект практически  полностью определяется наследственностью и почти не поддается развитию. Разбив его на десятки, сотни составляющих, таких малюсеньких, что они станут поддаваться  настойчивой тренировки, мы сможем  подняться над пределами, отпущенными  природой.  В конце концов, нет ничего невозможного в том, чтобы стать еще умнее и креативнее.  Труднее, например, научиться левитировать (летать) или останавливать все функции организма на месяц (будучи закопанным в землю), но некоторые йоги демонстрируют эти феномены. А ведь  способность к ним складывается из тех многочисленных асан (поз) и пранаям (дыхательных упражнений), которые представлены в хатха- йоге.  

Третья особенность йоги – ее эффективность. Я много лет занимаюсь системой хатха-йоги, и как исследователь, и как практик. Скажу честно, левитацию мне ни наблюдать, ни демонстрировать не привелось. Но многие, очень многие из своих обещаний йога выполняет. В свое время я занималась изучением  медицинских аспектов пранаям, мы изучали оздоровительный аспект медленного ритмичного дыхания[2] и дыхания через одну ноздрю[3].  Даже взятые изолированно, эти упражнения давали  выраженный лечебный  эффект. Вот такого же эффекта я желаю и нашей новорожденной йоге интеллекта.

Систем по развитию интеллекта довольно много. Я ни первая и ни последняя, кто ищет в развитии высших психических функций шанс вырваться за пределы за пределы обыденного.  Издано много книг, например[4]: 

И здесь, в Интернете существует масса сайтов, посвященных проблеме развития интеллектуальных и творческих способностей.

 

Ниже приведены выдержки из проекта, составленного мною для  представления в официальные организации. Их  можно прочесть, если очень интересно, а можно и не читать. В любом случае, система развивающих упражнений будет приведена в другом месте.

И вообще текст нижерасположенного  проекта был рассчитан на бюрократов от науки, а  ведь мы с вами  ни  такие?

И не для дураков делался мой проект, которым ума не хватает окончить школу, или поступить в ВУЗ, а для тех, «кто  хочет стать большим, чем он есть».  

И чего это я так разошлась? А,  просто думаю, что все остальные уже давно прекратили читать этот текст, а те, кто остался, определенно себя дураками не считают. 

Если хотите, то можете вернуться на главную страничку Эксперимента: http://experiment4.narod.ru/index.html     

 

 

 Разработка комплексной системы развития когнитивных способностей, интеллекта и креативности у обучающихся и профессионалов.

(научно-практическая  программа)

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.

Современный человек живет в сложном социальном и научно-техническом мире. Что выжить в нем, разобраться,  и, тем более, добиться успеха, необходим достаточно высокий уровень интеллекта и входящих в него когнитивных способностей. 

Проблема разработки эффективной системы развития интеллектуальных способностей особенно актуальна  для образовательной сферы (данная система способствовала бы более эффективному усвоению объема знаний средней и высшей школы), для области профессиональной деятельности (особенно для профессий, требующих от работника быстроты и точности мышления, хорошей памяти, креативности и воображения) и, наконец,  для области самосовершенствования.

Актуальность в сфере образования. Современная образовательная система, наряду с обучением школьника и студента основам разнообразных знаний в соответствии со школьной и Вузовской программой, одновременно выполняет  дополнительную функцию – функцию развития у него памяти, внимания, мышления, воображения и других познавательных способностей.

Однако печальная статистика показывает, что далеко не все учащиеся полностью справляются с предусмотренной для них учебной программой. Среди неуспевающих, которых по разным данным от 15 до 50 %, большое количество школьников с низким уровнем развития когнитивных функций.  Низкий уровень произвольного внимания, плохая кратковременная и долговременная память, неразвитость процессов мышления ведут к тому, что школьнику трудно усваивать обязательные для них учебные дисциплины. В настоящее время с целью гуманизации  образования в школах  введены ставки школьных психологов, одной из задач которых является именно диагностика и коррекция  познавательных способностей учащихся.  Однако ставки выделены, но круг обязанностей  не очерчен, не хватает хорошим методических программ конкретной деятельности (в частности, в области коррекции познавательных функций).  Применение  психодиагностического инструментария позволяет психологам изучить уровень развития основных когнитивных функций у неуспевающих и слабоуспевающих школьников и поставить диагноз. Однако только выявление  нарушений в развитии познавательных способностей не решает проблемы школьной успеваемости. Для психологической работы с отстающими школьниками необходима хорошая программа психологической коррекции выявленных расстройств познавательной сферы.  Но в отличии от области психодиагностики, где существует большое количество надежных и валидных стандартных измерительных методик, стандартизованная программа коррекции нарушений развития когнитивных функций у учащихся в настоящее время отсутствует.  Школьным психологам  приходится самостоятельно создавать такую программы на основе прочитанной литературы, пройденных тренингов. Для многих школьных психологов, особенно в условиях сельских школ,  эта задача является очень сложной в связи с дефицитом методической литературы, и часто коррекционная работа в их школах вообще не ведется. Поэтому разработка комплексной  системы психологической коррекции  познавательной сферы является очень актуальной для  научно - практической  деятельности школьных психологов. Разработка подобной системы  и включение ее в программу облучения  практических психологов могло бы  повысить эффективность работы школьной психологической службы, и как следствие, поднять уровень развития когнитивных функций, памяти, внимания, и  интеллекта у выпускников школ.

Актуальность в сфере профессиональной деятельности. Научно-техническое  и социальное развитие общества  предъявляет повышенные требования к интеллектуальным возможностям профессионала. С одной стороны, повышение сложности выполняемой деятельности в сфере материального производства (автоматизация производства), в сфере услуг (компьютеризация  многих видов работы), усложнение организационной и руководящей видов деятельности в связи с общим усложнением  профессиональной сферы (многообразие форм собственности, расширение и усложнение производственных структур, вплоть до  создания транснациональных корпораций) и т.п.  С другой стороны, в ответ на требования социума  расширяется  Высшая  школа: увеличивается количество Вузов, вводятся новые факультеты и специальности. Растет престижность высшего образования, все больше молодых людей, стремясь  добиться успеха в жизни, построить хорошую карьеру, в качестве первого и необходимейшего шага этого, стремятся получить высшее образование. Это связано и с тем, что для огромного большинства вакансий (в том числе и в тех областях, где этого ранее не требовалось – секретарь, бухгалтер, воспитатель) в качестве главного требования к претенденту указывается “наличие высшего образования”.

Но остается  проблема качества подготовки молодых специалистов, ведь по  степени сложности Вузовские программы остались  прежними. Возникает противоречие. С одной стороны, социуму требуется как можно больше специалистов с высшим образованием, с другой стороны, огромное большинство абитуриентов, желающих получить искомое образование, не   обладают достаточным уровнем развития когнитивных функций (внимания, памяти, мышления) и просто не в состоянии овладеть всем требуемым объемом знаний. Выходов два. Первый – снизить уровень требований, что, очевидно, не подходит. Второй – развить когнитивные функции до необходимого уровня. Для реализации второго подхода необходимо разработать эффективную программу развития интеллекта и когнитивных функций и внедрить ее в Вузы, в профессиональные организации, в службы трудоустройства для реализации работающими там психологами.  Как показывает практика для психологов, работающих в сфере труда, проведение психологических тренингов и занятий  с работниками  и соискателями рабочих мест, также представляет определенную трудность в связи с общей неразработанностью таковых программ.

Проблема развития когнитивных функций в педагогики и психологии.  С самого начала проблема развития когнитивных функций в  средней и высшей  школе решалась в русле подхода, который условно можно было назвать педагогическим.  Готовность  к начальной школе определяли по сформированности у дошкольников учебных навыков: читать, считать, писать, -  а не наличию способностей к овладеванию ими. Готовность к  обучению в высшей школе определяли по имеющимся у абитуриента знаниях в размере средней школы (вступительные экзамены), которые также не всегда характеризовали уровень развития собственно когнитивных функций у будущего студента.

Диагностика неготовности к обучению в рамках этого подхода породила соответствующий коррекционный подход. Вместо развития памяти, внимания, мышления, претендент продолжал зубрить требуемый учебный материал. Впрочем, данный подход в косвенной форме  все равно способствует развитию познавательных функций. В ракурсе последнего, все обучение в школе можно рассматривать так своеобразный педагогический   тренинг, развивающий когнитивные функции обучающего. Уроки литературы (чтение и пересказ  художественных произведений, заучивание наизусть стихотворений) – как упражнения по развитию памяти. Уроки математики (доказательство теорем, решение задач, подобных, кстати, применяемым в тестах на IQ) как упражнения по развитию мышления. Все вместе, включаю школьную дисциплину, - упражнения по развитию внимания. И так далее.  И это очень эффективный подход, ибо как известно за время обучения, например, в средней школе, ученик не только получает некую сумму знаний, но и у него в несколько раз повышается уровень произвольной и непроизвольной памяти, формируется и развивается логическое мышление, почти в два раза увеличивается  величина IQ (Г.Айзенк).

Но продуктивность этого подхода исчерпывается областью чистой педагогики, и мало эффективна в психологии.  Школьные психологи, работающие  в рамках этого подхода, в своей психокоррекционной деятельности  с неуспевающими школьниками, проводят занятия, похожие на учебные уроки: школьникам с ослабленной памятью предлагают “больше заучивать стихов”, детям со слабо развитым словесно- логическим  мышлением  предлагают “порешать задачи” или “больше читать”, т.е. по сути дела, психолог начинает дублировать педагога, а это уже непродуктивно. Если неуспевающий школьник, вынужденный каждый день решать задачи не менее часа на уроке математики, заучивать и пересказывать тексты на уроках литературы, так и не развил соответствующие когнитивные функции, значит, существуют какие-то объективные и субъективные трудности, мешающие ему сделать это.  И вряд ли такой школьник разобьет необходимые способности, работая с педагогически ориентированным психологом за несколько часов работы, по сути дела, аналогичной школьным урокам.

Наряду с педагогическим, существует и  психологический подход в диагностике и коррекции когнитивных  функций. Но наиболее развитым он является в работе с дошкольниками, при определении готовности ребенка к школе. Психологический подход нельзя назвать однородным, существует несколько психологических школ, выделяющих весьма разнообразный спектр характеристик психологической сферы дошкольника. Наиболее распространенной является точка зрения, что готовность к школе определяется комплексным показателем психической зрелости – развитости отдельных психических функций, характеризующих развитие ребенка в умственном, эмоциональном и социальном отношениях[5].   Соответственно, коррекционные программы, разрабатываемые для неготовых к школе детей, включают в себя занятия по развитию разных сторон психологической сферы ребенка, а не обучение его учебным навыкам.  

В рамках школы развивающей идеи Л.С. Выготского о ведущей деятельности, характеризующий каждый возрастной этап, готовность ребенка к учебе определяется  по развитости у него игровой деятельности. Соответственно, работа с неготовым к школе ребенком, должна включать в себя тренировку важнейших новообразований игровой деятельности, характерных для предшкольного детства: произвольность игр, подчинение правилу, творческое воображение, символизм и перенос, социальные навыки продуктивного взаимодействия со сверстниками. С этой целью еще в 80-х годах в начале реформы школьного начального образования в школах вводились подготовительные классы, в которых предполагалось сначала совмещать, а затем переводить игровую деятельность в учебную.  Л.И.Божович основное внимание уделяла личностному развитию дошкольника и в качестве психологических программ работы с неготовыми к школе детьми предлагала проводить занятия по развитию у них мотивационно – потребностной сферы. Существует значительное количество программ  по диагностике и развитию когнитивных функций, произвольности поведения, эмоционально волевой сферы  дошкольника[6].

 Это, безусловно, очень эффективные программы, однако рассчитаны они  на дошкольников и младших школьников. А существующие  психологические программы по развитию когнитивных функций для взрослых людей (студентов, профессионалов) и старшеклассников, к сожалению, обладают рядом недостатков.

Во-первых, отсутствие эмпирического подтверждения эффективности предлагаемых методик.  Например, книга А.Я Цукаря  “Развитие  пространственного воображения”, предлагает ряд очень интересных заданий “головоломного характера, которые помогут читателям развить пространственное воображение, необходимое не только при изучении геометрии в десятых-одиннадцатых классах, но и для успешного изучения многих предметов в технических учебных заведениях”[7]. Однако нигде не приводятся данные экспериментальной проверки: действительно ли эти упражнения развивают пространственное воображение и  улучшают успеваемость по геометрии и техническим дисциплинам, а если да, то насколько и у каких категорий учащихся.  

Во-вторых, рекомендуемые тренинги часто не имеют обоснованной теоретической психологической базы. Многие упражнения по развитию когнитивных функций разработаны в русле  педагогического подхода, т.е. являются  разновидностями школьных заданий (выучить наизусть, решить задачу и т.п.). 

В-третьих, трудоемкость  и непривлекательность заданий. Этот недостаток можно преодолеть на специальных коррекционных  занятиях со школьниками, которые обязаны посещать занятия с психологом, и в любом случае такие занятия интереснее обычного урока. Но когда мы имеем дело со взрослым человеком, с напряженным рабочим днем (например, студентом-заочником), трудно ожидать, что он сможет и захочет выделить ежедневно час своего времени, чтобы таращиться не отводя глаз на темную точку (развитие внимания) или чтобы заучивать бессмысленные слоги (развитие памяти).

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА – на основе ведущих психологических теорий, оригинальной модели формально-динамической структуры внутреннего мира  личности, разработать концепцию развития  высших когнитивных функций (восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения) и интеллекта и креативности, создать комплексную систему тренировки данных функций, провести исследование эффективности данной системы на репрезентативной выборке испытуемых, проверить экологическую валидность методик и подготовить методические рекомендации для практических   психологов по организации психологических тренингов развития когнитивных функций. Проект рассчитан на работу со взрослыми людьми (профессионалами, студентами), рекомендуемые методики  могут быть адаптированы для школьников.  

НОВИЗНА ПРОЕКТА.  

1. Существующие методики развития интеллекта, памяти, внимания и т.п. преимущественно реализуют педагогический подход, наш же  проект предполагает создание уникальной системы совершенствования, построенной на высших достижениях психологических теорий. Предполагается теоретическая и эмпирическая валидизация всех разработанных методик Рекомендуемые техники  развития когнитивных функций созданы на основании новейших  достижений психологической науки, основаны на работах выдающихся ученых (С.Л.Рубинштейна, К.А.Абульхановой, Л.С.Выгодского, П.Я.Гальперина,  А.Н.Леонтьева, М.К.Мамардашвили, В.Н.Дружинина, В.Д.Шадрикова Д.И.Фельдштейна, А.В.Петровского, С.К.Бондыревой  и др.), а также оригинальных авторских исследованиях. В настоящее время  подобная целостная психологическая система развития когнитивных функций отсутствует, хотя  существует высокоэффективная система диагностики интеллектуальных способностей у профессионалов и школьников.

2. Эффективность рекомендуемых методик основана на широком эмпирическом исследовании; все предлагаемые  моделей предполагается предварительно многократно изучить на базе специально организованных экспериментальных площадок в школах и Вузах..

3. Особенностью проекта является экологическая валидность всех разработанных методик. Поскольку предполагается работать со взрослыми людьми (студентами- заочниками, профессионалами) а также со студентами дневных отделений и старшими школьниками, живущих в напряженном темпоральном режиме и не имеющих возможности дополнительно выделять  время на специальные тренировки, все рекомендуемые упражнения должны соответствуют двум требованиям экологической валидности: 1) быть интересными (т.е. вызывать желание практиковать их даже у занятого своими делами взрослого человека) и 2) легко включаться в повседневную жизни человека, сочетаться с его обычными делами (т.е. выполняться по дороге на работу, на прогулке, при просмотре телевизора, перед сном и т.д.).   

    ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ПРОЕКТА.

Пилотажное исследование. Проведено пилотажное исследование разрабатываемой программы на выборке из 195 человек.  Было проведено два исследования.

Целью первого исследования было экспериментальное изучение  предлагаемой нами системы развития когнитивных функций человека. В исследовании принимало участие 115 человек. Экспериментальная выборка – 4 группы испытуемых в количестве 86 человек, мужчин и женщин в возрасте 18 – 50 лет. 1 группа – работающие студенты заочники, 2 группа – взрослые профессионалы, на момент исследования, не обучающиеся ни в школе, ни в Вузе, 3 группа – работающие студенты – вечерники, 4 группа – неработающие студенты дневного отделения. С членами этих групп проводился полугодовой тренинг по разработанной нами методике. Контрольная выборка – 27 человек  (две группы) в возрасте 18-40 лет.  1 группа – работающие студенты – заочники. 2 группа – студенты дневного отделения. С ними тренинг не проводился.

В процессе исследования было показано достоверное увеличение IQ , устойчивости и переключаемости внимания, кратковременной памяти на числа и слова, продуктивности долговременной памяти, а также дивергентного мышления и воображения у участников эксперимента,  в  отличие  от членов контрольной группы.

Целью второго исследования было корреляционное изучение взаимосвязи уровня развития когнитивных функций с развитием физических способностей человека (силы, гибкости, равновесия). В исследовании принимало участие 80 человек, мужчин и женщин, в возрасте 17 – 50 лет, студентов – заочников психолого-педагогического факультета МПСИ.  Была показана достоверная корреляционная  взаимосвязь между рядом физических характеристик человека и уровнем развития у него творческих способностей, воображения, дивергентного мышления, а также с показателями личностной организации времени.

Наличие такой взаимосвязи позволяло нам включить   в тренинг на развитие познавательных  функций, в том числе и физические упражнения.

 

Подробности о проекте  будут представлены на сайте Эксперимента в разделе «йога интеллекта».

Там же будет приведено теоретическое обоснование всех использованных методик, а также  развивающие упражнения и собственно система самосовершенствования (йога интеллекта).

А пока вы можете вернуться на главную страничку Эксперимента: http://experiment4.narod.ru/index.html     

 

 

 



[1] Здесь и далее  по: Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна вита, 1995, 150с.

 

[2] Гуськов С.В., Березина Т.Н., Егоров В.В. Повышение синхронности ЭЭГ и концентрации внимания в результате кардиосинхронизации медленного ритмичного дыхания.// Йога: проблемы оздоровления и самосовершенствования человека. Материалы 2 всесоюзной конференции по йоге. Часть 2. М., 1990.

[3] Исследование выполнялось под руководством профессора Ю.А.Урываева. Данных о публикации материалов не имею.

[4] Вьюжек Т. Логические игры, тесты, упражнения. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001, 304 с.

Стайн Дж. Расширение возможностей интеллекта. М. Эксмо - пресс. 2001, с.384

 Цукарь А.Я. Развитие пространственного воображения СПб "Союз", 2000, с.144.

Энциклопедия головоломок. М.: Аст-пресс, 1997, 320 с.

[5] Шмелев А.Г. (ред) Основы психодиагностики. М, Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1996.

[6] Дубровина И.В. (ред.) Готовность к школе: развивающие программы.  Екатеринбург: “Деловая книга”, 1998, с.112. 

[7] Цукарь А.Я. Развитие пространственного воображения. СП-б : “Союз”, 2000. 144с.

Сайт создан в системе uCoz