Возможен ли «запах мыслей»?

(на модели образов  алкогольной тематики)

Т.Н.Березина, д.псх.н.

Статья опубликована: Березина Т.Н. Возможен ли «запах мыслей»? (на модели образов  алкогольной тематики)  // Эдип, 2008, № 2, с. 46-57

Анализируется феномен передачи  информации о  психических  состояниях человека по обонятельному каналу. Приводятся данные исследований   восприятия по запаху  пола человека,  его физического здоровья, эмоций.  Выдвигается гипотеза  того, что  в некоторых случаях при активной концентрации человека на образах и мыслях о каком-нибудь предмете, человек может начать пахнуть этим предметом. Данная гипотеза проверяется на модели   образов и переживаний  алкогольной тематики.  Эмпирически доказывается возможность того, что при представлении  человеком образов спиртного в  его выдохе появляются молекулы этилового спирта, регистрируемые посредством газоанализатора, при переключении человека на представления других пищевых образов, следы алкоголя из выдоха исчезают.  Определены условия,  при которых данный феномен носит устойчивый характер: предварительное обучение, наличие паров спиртного в помещении.  Приведено два возможных объяснения этого феномена: механизм самовнушения и концентрация этилового спирта  вокруг думающего о спиртном человека.

Ключевые слова: самовнушение,   образы спиртного,  обоняние, запахи, этиловый спирт. 

 

Исследованиями последних  лет установлено, что от человека к человеку по обонятельному каналу передается значительный  объем информации. Не смотря на то, что человек  относится к микроматикам – слабо обоняющим существам – тем не менее,  он  способен определить источники огромного числа знакомых запахов, он может различать несколько тысяч различных ароматов.  К сожалению, большая часть информации поступающей по обонятельному каналу человеком не осознается, хотя влияет на его эмоциональную сферу и поведение,   возможно, именно с  фактом неосознавания обонятельной информации  связана  недооценка  большинством авторов  важности этого чувства  для человека.  Передача неосознаваемой информации по обонятельному каналу убедительно показана  в  современных эмпирических исследованиях.  Способность воспринимать запахи появляется уже у младенцев, они способны эмоционально и поведенчески  реагировать на знакомые  запахи задолго до  собственно  речевого  созревания [21] .  Как показали исследования Rattaz C, Goubet N, Bullinger A. , уже новорожденные младенцы могут реагировать на  запахи, в частности,  они плакали  и гримасничали  значительно меньше при воздействии на них знакомыми приятными запахами (материнское молоко  или ваниль), нежели в ситуациях когда предъявлялся незнакомый запах или полное отсутствие запахов [22]. 

Способность реагировать на запахи  сохраняется и у взрослых людей, однако, как и в  экспериментах с детьми, взрослые в ответ  действие  ароматов  изменяют свое поведении или у них меняется эмоциональное состоянии, хотя они  и не осознают  истинных причин этого изменения. 

Было доказано, что именно обоняние  играет ключевую роль  в  синхронизации  месячных ритмов  женщин (эффект Мак-Клинтока).  В 1971 г., изучая женщин, студенток колледжа, живущих в общежитии, Мак_Клинток пришел к выводу о синхронности менструальных циклов близких подруг и соседок по комнате. Решающую роль в возникновении подобной синхронности играет то, что женщины постоянно общаются друг с другом и всегда находятся рядом [19]. Дальнейшие исследования этого явления показали, что механизм, лежащий в основе менструальной синхронности (эффекта Мак-Клинтока), по своей природе феромональный. Имеются данные о том, что секрет подмышечной железы - это именно то химическое соединение, которое через обоняние создает менструальную синхронность. Исследованиями М. Рассеяла с соавторами  было установлено, что если женщинам-реципиентам трижды в неделю смазывать верхнюю губу секретом подмышечных желез женщин- доноров, то через 3-5 циклов первые начинают менструировать синхронно со вторыми [23]. В другом исследовании было показано влияние запахов  лактации  одних женщин на месячные циклы других  [16].

Обратной  стороной этих и других исследований, является установление важного факта, что человек  постоянно выделяет подпороговые запахи, которые сигнализируют о его функциональном состоянии, его эмоциях и глубинных переживаниях, - запахи, которые не осознаются другими людьми, но которые, тем не менее,  существуют, поскольку люди реагируют на них изменением эмоций и поведения.

Исходящие от человека запахи несут информацию о его гормональном фоне, и,  в частности, позволяют определить его пол.  Согласно результатам исследования, испытуемые  могут  определить  пол человека по запаху руки,  причем  количество правильных определений составляет более 80%, что является статистически достоверным.   Мужчины   и женщины, чьи руки использовались в качестве «носителей запаха»,  надевали стерильные, лишенные запахов перчатки, чтобы увеличить потоотделение.  Другие испытуемые должны были по  запаху оставленному в перчатках определить, кто ее носил: мужчина или женщина [25].   Данный вывод подтверждается результатами другого исследования, в котором было установлено, что информация о поле человека  передается так же через запах его дыхания [13], этот факт для нас тем более важен, что именно дыхание человека  будет  объектом нашего собственного эмпирического исследования.   Также установленным считается факт, что запах несет  информацию о наличии  соматической болезни организма,  возможно даже поставить диагноз на основании оттенков аромата. По мнению C. Шиффмана нехватка или избыток в организме определенного химического вещества (витамина С, глюкозы и др.) ведет к изменению исходящего от человека запаха [25].    

С помощью запахов можно  не только определять состояние другого человека на и изменять его; в основном для изменения настроения  исследователи использовали запахи или  других людей,  переживающих сильную эмоцию, или эротические запахи, например,  запах  половых стероидов [11].  Также было показано, что способности к различению запахов (дифференцировка   приятных запахов от неприятных) ухудшаются при депрессии и восстанавливаются после лечения [20]. 

Одно из наиболее интересных исследований в этой области – это эксперименты Д. Чена и Дж. Хейфланда-Джонса, доказывающие возможность передачи от человека к человеку запахов эмоций.  У групп испытуемых был отобран с помощью марли   их телесный запах при просмотре тревожного фильма  и при   просмотре комедии (марли помещались в бутылки).  Также была взята контрольная бутыль, в которой находилась чистая марля.  В последующем группе других испытуемых было предложено определить, в какой из  бутылок находится запах «счастливых людей» и   «испуганных людей»; результаты правильных  определений достоверно превышают случайный [12]

Также доказанной считается связь запахов с памятью человека. [15] По  мнению  Р. Херца, запах не только способен подтолкнуть память, но и он вызывает определенную эмоцию у другого человека.  Это очень важный факт, потому что позволяет предположить способ передачи от человек к человеку не только информации о состоянии его организма, но и информации, которая  будет актуализироваться в памяти другого  человека запахами, исходящими от первого человека. 

Однако,  не смотря на обилие исследований  в  области психологии обоняния, многие явления до сих пор остаются не изученными.  

В частности, несколько лет назад нами была высказана гипотеза, что многие феномены, трактующиеся обыденным сознанием как экстрасенсорные, на самом деле имеют, обонятельную природу [2].  Один из самых парадоксальных результатов полученный нами при органолептическом изучении запахов, исходящих от человека в различных состояниях, были неоднократные  сообщения  испытуемых   о том, что думающий о каком-либо простом предмете человек начинает пахнуть этим предметом.  «Вывод,  к которому мы пришли в результате всех этих экспериментов, - парадоксален. Человек, представляющий  какой-либо предмет, пахнет именно этим предметом. Еще раз повторю, что количественно запах – очень слаб и, вероятно, обычно вызывает только  переживание реалинки, но не аромата. Однако, как показали наши эксперименты, некоторое особенно чуткие испытуемые, после тренировки и при условии специальной установки на запоминание, могут правильно определять предмет по запаху мысли с частотой, достоверно превышающей случайную. При этом партнеры пахли задуманным предметом. Этот факт оказался неожиданным, как для самих испытуемых, так и для меня.  Мы брали разные предметы (конфета, сигареты, духи, бумага, чернила, яблоко, апельсин, шерстяной шарф, помада и др.), а испытуемые  в ряде случаев работали с разными партнерами.  И всегда, во всех удачных экспериментах, наблюдался этот феномен» [2, с.109].

Изучению данного явления  и посвящено наше исследование.

ПРОБЛЕМА. Нас заинтересовал полученный феномен,  и мы задались вопросом, возможно ли такое явление в принципе,  возможно ли хотя бы в некоторых случаях, что человек будет пахнуть предметом, о котором он напряженно думает, и который мысленно представляет? И если такое возможно, то каков может быть гипотетический  механизм данного явления? 

МОДЕЛЬ.  В качестве рабочей модели, мы выбрали визуализацию образов спиртного. Выбор этого объекта в качестве рабочего был обусловлен некоторыми параметрами. Первое,  представление  спиртного  являются вполне адекватным  примером психического образа  (а именно образа пищевого объекта), поэтому все закономерности обнаруженные на этой модели, скорее всего, возможно перенести на другие образы (по крайней мере,  образы пищи).  Второе, этиловый спирт – очень простой объект, обладает запахом,  состоит из одного вида молекул, молекулы – летучи,  т.е., если изучаемое нами явление имеет место, то молекулы этилового спирта обладает всеми качествами, позволяющими  им концентрироваться в образе спиртного возле думающего о спиртном  человека.  Третье,  в настоящее время  именно для этилового спирта существуют очень точные газоанализаторы, позволяющие измерять концентрацию его молекул в выдохе.

ГИПОТЕЗА. Если человек будет  активно представлять  образы спиртного (представлять бутылку, стакан спиртного, как он пьет, вызывать у себя ощущение вкуса и запаха спирта), то  он начнет пахнуть  алкоголем и в его выдохе появятся пары этилового спирта.  Если человек перестанет думать о спиртном и начнет представлять нейтральные пищевые образы (чай, кофе, конфету), то запах спирта исчезнет, и в выдохе будет регистрироваться нулевое содержание алкоголя. При повторном представлении образов и ощущений спиртного, человек опять начнет пахнуть алкоголем, и снова в его выдохе появится этиловый спирт, а при возвращении к нейтральным образам и представлениям, этиловый спирт в выдохе вновь  исчезнет.

МЕТОДЫ.

Было поставлено три серии экспериментов,  предполагающих постепенное усложнение условий опыта и, соответственно,  тренировку испытуемых. 

В каждой серии использован экспериментальный план дискретных временных серий. 

Серия 1. (Обучающая).  Изучалось влияние воображения образов спиртного (при непосредственном обонянии алкоголя) на запах, исходящий от испытуемого.

Серия 2. Изучалось влияние воображения образов спиртного в присутствии источника  паров спиртного (но без непосредственного нюхания спирта) на запах, исходящий от испытуемого.

Серия 3.  Изучалось влияние воображения образов спиртного (в отсутствии источника  паров спиртного)  на запах, исходящий от испытуемого.

МЕТОДИКА 1 СЕРИИ.

Испытуемому  предлагается понюхать спиртное, потом отставить емкость и воображать  вкус, запах спирта, представлять образы пьющих людей или бутылок со спиртным, далее делается замер алкоголя в его выдохе.  Опыт повторяется несколько раз до тех пор, пока   пары спиртного не появятся в выдохе испытуемого. После чего задание меняется. Испытуемому предлагают понюхать нейтральный пищевой объект  (чай, кофе, колу, конфету), отставить его и начать воображать его вкус запах, представлять относящиеся к нему образы,  далее делается замер  этилового спирта в выдохе испытуемого,  опыт повторяется несколько раз, пока в выдохе не станет регистрироваться нулевое содержание спирта (или завершится эксперимент). Один эксперимент включает 10 попыток. В успешных случаях будут чередоваться  5 попыток  вообразить спиртное и 5 попыток представление нейтральных образов. В других случаях, возможно, все 10 попыток  будут посвящены воображению спиртного – отрицательный результат опыта. Так же возможно, что первый воображенный образ спиртного вызовет появление очень стойкого запаха, тогда остальные 9 попыток  будут направлены на убирание запаха и соответственно на визуализацию нейтральных  образов. Возможны и другие сочетания. Между двумя замерами  проходила примерно 1 минута.

Дополнительно у каждого испытуемого делались: нулевой замер – регистрация паров спиртного в выдохе на момент начала опыта;   и проверялся эффект последействия – измерялся уровень алкоголя в выдохе спустя 20-30 минут после окончания эксперимента, в течение этого промежутка испытуемый занимался своими делами. 

С каждым испытуемым ставилось  2 эксперимента этой серии  (по 10 замеров в каждом), эксперименты ставились  1 раз в день (или между ними проходило несколько дней). Продолжительность эксперимента (из 10 проб) была примерно равной 10 минутам.

0. Нулевой замер.  У испытуемого измеряется содержание алкоголя в выдохе.  Предполагается нулевой  содержание.

Если в нулевом замере регистрируются пары спиртного (а испытуемый утверждает, что он трезв), то в первом замере предлагается воображать  (и нюхать) нейтральный пищевой объект (см.  замер 2  и далее по схеме).

1.   Первый замер. Испытуемому дается понюхать спирт (100 мл 95% этилового спирта, налитого в бутылку 0,5 л из-под колы).  Испытуемый нюхает спирт, после чего отставляет бутылку и пытается представить ощущение вкуса алкоголя на языке, запах в носу, и образы спиртного перед глазами.  После чего делается замер алкоголя в выдохе.

2. Второй замер. Если  1 замер оказался удачным (и пары спиртного в выдохе зарегистрированы), то испытуемому дается понюхать нейтральный пищевой объект (чай, колу, кофе, конфету) и также рекомендуется воображать ее вкус, запах и образы. После чего делается замер алкоголя в выдохе

Если в первом замере  концентрация паров спирта была равна 0, то второй замер проводится, как и первый, т.е., испытуемый нюхает спирт, отставляет бутылку,  воображает вкус, запах, и образы спиртного, а потом делает выдох.

3 -10. Третий- десятый  замеры. Проводится аналогично второму. Если в предыдущем замере, паров алкоголя  в выдохе не было, то человек продолжает визуализацию образов спиртного,  в соответствии с рекомендациями п.1.    Если  спиртное появилось в выдохе, то он нюхает нейтральный объект и воображает его запах и вкус (в соответствии с рекомендациями п.2).

11. Последействие.  Выполняется замер  спиртного в выдохе через 20- 30 минут   после окончания основного эксперимента. В течение этого времени испытуемый занимается своими делами. При измерении  последействия испытуемому дается инструкция:  «не нужно чего-то воображать, просто выдохните воздух, как сейчас есть». 

 

МЕТОДИКА 2 СЕРИИ.

В этой серии опытов участвовали испытуемые успешно прошедшие 1 серию,  и, следовательно, уже  научившиеся  вызывать ощущение вкуса, запаха и образов спиртного.

На стол перед испытуемым ставилась открытая емкость со спиртным (та же, что и в 1 серии), испытуемому предлагалось смотреть на нее,  пытаться уловить запах спиртного, представлять вкус его и  воображать образы алкогольной тематики, НЕ ПОДНОСЯ СПИРТНОГО К НОСУ, далее делался замер алкоголя в выдохе испытуемого. Эксперимент ставился по тому же  экспериментальному плану, что и предыдущий.  Испытуемый также  делал попытки вообразить  образы, запах и вкус спиртного  до тех пор, пока  в его выдохе не регистрировался алкоголь, после чего он переключался на представление нейтральных пищевых образов до тех пор, пока алкоголь не исчезал из его выдоха. Далее задание повторялось аналогично предыдущей серии,  только   делалось сразу 20 попыток в один день.

Дополнительно у каждого испытуемого делались: нулевой замер – регистрация паров спиртного в выдохе на момент начала опыта;   и проверялся эффект последействия – измерялся уровень алкоголя в выдохе спустя 20-30 минут после окончания эксперимента, в течение этого промежутка испытуемый занимался своими делами. 

 

МЕТОДИКА 3 СЕРИИ.

 В эксперименте участвуют испытуемые успешно прошедшие 1-2 серию опытов и, предположительно, научившиеся представлять запах и вкус спиртного. В помещении ОТСУТСТВОВАЛИ ОТКРЫТЫЕ ЕМКОСТИ СО СПИРТНЫМ, а в остальном  повторялся экспериментальный план первой серии. Испытуемому  предлагалось вообразить  образы, запах, вкус спиртного до тех пор, пока в его выдохе не появились  следы алкоголя; как только это происходило, он начинал   воображать нейтральный пищевой объект  до тех пор,  в его выходе не фиксировалось  нулевое содержание паров спиртного. Всего делалось 10 замеров. У всех испытуемых также проводился нулевой замер – регистрировалось содержание алкоголя в выдохе на момент начала эксперимента. Эффект последействия не измерялся, поскольку в этой серии испытуемые ни разу не нюхали реального спиртного, и все опыты в какой-то степени являются последействием.

С каждым испытуемым ставилось    1 эксперимент, состоящий из 10 проб.  Эксперименты ставились 1 раз в день. В отдельных случаях (отмеченных в таблице *) эксперимент 3 серии ставился в тот же день, что и эксперимент 2 серии, при чем эксперимент 2 серии ставился в 1 половине дня, а эксперимент 3 серии во второй половине дня (между ними проходило несколько часов). 

ОБОРУДОВАНИЕ.

 1) алкотестер «Драйвсэйф» (Drivesafe). Диапазон измерений: 0 -1,5 промилле (пм). От 0 до 0,5 – низкий уровень алкоголя, в большинстве стран считается допустимым для вождения машины. От 0,6 до 1,0 – значительный уровень алкоголя в выдохе, запрещается вождение автомобиля. 0т 1,0 до 1,5 – сильная степень алкогольного опьянения, возможно помещение человека в мед. вытрезвитель

2. емкость со спиртным. 100 мл 95% этилового спирта, налитого в бутылку 0,5 л из-под колы.

ИСПЫТУЕМЫЕ. Взрослые мужчины и женщины в возрасте от 20 до 45 лет,  с разным отношением к спиртному от непьющих до умеренно употребляющих (однако лиц с диагнозом алкоголизм среди них не было), все студенты-психологи, эксперименты ставились во время учебных занятий, что предполагало  изначальную трезвость испытуемых. 

В 1 серии  опытов участвовало 25 человек (12 мужчин и 13 женщин).

Во 2 серии участвовали испытуемые успешно прошедшие 1 серию и пожелавшие продолжить работу (кроме испытуемой О, имеющей в первой серии только нулевые результаты, однако пожелавшей продолжить эксперимент) – 20 человек (10 мужчин и 10 женщин)

В третьей серии участвовали только испытуемые успешно прошедшие 1-2 серию опытов  и пожелавшие продолжить работу -  17 человек  (8 мужчин и  9 женщин). 

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Результаты 1 серии (см. таблицы  1, 2  в Приложении). 

Из таблиц видно, что полностью отрицательными  получились опыты только у 8 %  человек  -  это 2 испытуемые- женщины  (О и Я), у них в двух экспериментах (все 20 попыток)   при воображении образов спиртного после предварительного нюхания алкоголя  в выдохе фиксировалось нулевое содержание этилового спирта.

У всех остальных испытуемых  этой серии (92 %)  было отмечено хотя  бы единичное появление  паров спиртного в выдохе (в течение 2 экспериментов  по 10 попыток в каждом) при воображении  образов, запаха и вкуса алкоголя после предварительного нюхания спирта.  При этом  опыт получился у 100% мужчин и только у 85 % женщин.

Эксперименты успешных  испытуемых (46  экспериментов) можно  разделить на четыре группы.

Первая группа – отрицательный результат в данном эксперименте (неудачен один из  2 дней: или первый  или второй), в течение всего опыта испытуемый нюхал спиртное, потом представлял его вкус и образы, думал о нем, однако в его выдохе за 10 попыток паров спиртного так и не появилось. Отрицательный результат был зарегистрирован в 13 % опытов у мужчин и в 23% опытов у женщин.

Пример протокола этой группы.

№ оп

исп

 

0 проба

1 проба

2 проба

3 проба

4

проба

5 проба

6 проба

7 проба

8 проба

9 проба

10 проба

Последейст

4

Л

S

 

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

 

R

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

S – стимул  (воображаемые образы: спирта или нейтрального пищевого объекта)

 R – реакция -  содержание алкоголя в выдохе (в промилле)

Вторая группа  - единичные (1-2) положительные  результаты на протяжении всего эксперимента (из 10 попыток).  Подобный результат был зафиксирован в  17 % опытов мужчин и 32 % опытов женщин.

Пример протокола этой группы.

№ оп

исп

 

0 проба

1 проба

2 проба

3 проба

4

проба

5 проба

6 проба

7 проба

8 проба

9 проба

10 проба

Последейст

14

Ж

S

 

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

нейт

 

R

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0,1

0

0

S – стимул  (воображаемые образы: спирта или нейтрального пищевого объекта)

  R – реакция -  содержание алкоголя в выдохе (в промилле)

Третья группа –  положительный результат - классический феномен влияния  мыслей и образов алкогольной тематики на появление в выдохе молекул этилового спирта.  У испытуемых наблюдалось разной степени выраженное переключение: при  мыслях  о спиртном у них  в  выдохе появлялся запах этилового спирта, который можно было зафиксировать алкометром, при прекращении представления спиртного и переключении на мысли о нейтральном пищевом объекте, запах алкоголя из их выдоха исчезал,   и пары спиртного не регистрировались.  Такой результат в 46 % опытов у мужчин и в  32 % опытах у женщин.

Пример  наиболее выраженного  протокола этой группы.

№ оп

исп

 

0 проба

1 проба

2 проба

3 проба

4

проба

5 проба

6 проба

7 проба

8 проба

9 проба

10 проба

Последейст

24

М

S

 

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

нейт

 

R

0

0,3

0

0,3

0

0,5

0

0,3

0

0,3

0

0

 S – стимул  (воображаемые образы: спирта или нейтрального пищевого объекта)

  R – реакция -  содержание алкоголя в выдохе (в промилле)

Четвертая группа –   положительный результат, однако у испытуемого произошла  фиксация  на представлении спиртного.  В начальном замере у испытуемого было нулевое содержание алкоголя в выдохе. Однако после того как он один раз (или несколько раз) нюхал алкоголь и потом думал о нем, представляя образы, запах и вкус, в его выдохе появились следы алкоголя, которые сохранялись на протяжении   нескольких последующих попыток,  при которых испытуемые уже нюхал и воображал  нейтральные образы. В некоторых случаях алкоголь в выдохе появлялся уже при  1 попытке  представить образы и мысли алкогольной  тематики  и потом сохранялся до конца эксперимента;  он регистрировался    в последующих 9 попытках, не смотря на то, что испытуемый еже не нюхал спиртное и, наоборот, пытался думать о нейтральном пищевом объекте. Алкоголь в выдохе мог сохраниться и  в последействии, т.е., через 20-30 минут после окончания  основного эксперимента.  Такое явление с разной степенью выраженности было обнаружено в 25% опытов у мужчин и в 14% опытов у женщин.

Пример  наиболее выраженного  протокола этой группы.

№ оп

исп

 

0 проба

1 проба

2 проба

3 проба

4

проба

5 проба

6 проба

7 проба

8 проба

9 проба

10 проба

Последейст

7

Г

S

 

спирт

нейт

нейт

нейт

нейт

нейт

нейт

нейт

нейт

нейт

 

R

0

0,5

0,3

0,3

0,2

0,3

0,3

0,6

0,3

0,3

0,8

0,4

 S – стимул  (воображаемые образы: спирта или нейтрального пищевого объекта)

  R – реакция -  содержание алкоголя в выдохе (в промилле)

Эффект  фиксации мог быть очень сильным и сохраняться в последействии  через 20-30 минут после окончания основного эксперимента, когда испытуемые уже не думали о спиртном.  В последействии пары спиртного были обнаружены в 46 % опытов у мужчин и в 38 % опытов у женщин.

В качестве особых результатов мы хотим отметить: появление алкоголя в выдохе  в последействии при всех отрицательных попытках основного эксперимента и появления алкоголя в нулевой пробе.

В одном случае (2%)  эффект последействия появился при всех отрицательных пробах основного  опыта, т.е., когда испытуемая – женщина  старалась специально думать о спиртном, оно не появлялось в выдохе, но когда перестала напрягаться, влияние воображения все-таки сказалось и алкометр зафиксировал 0,2 промилле спиртного. 

В  одном эксперименте (2%) у мужчин  у испытуемого А алкоголь был обнаружен уже в нулевой  пробе, т.е., когда испытуемый только пришел на эксперимент и еще не нюхал и не воображал образы спиртного,  появлялся  алкоголь и в  дальнейших 10 попытках представления нейтральных образов и сохранился в последействии.   По словам испытуемого он был совершенно трезвым, спиртного в течение недели не пил,  а алкоголь появился в выдохе потому, что он наблюдал, как проходят эксперименты с другими испытуемыми, и представлял, как это может происходить с ним.  Поскольку данный эффект еще несколько раз встретился нам в дальнейших сериях, и поскольку фиксация на мыслях о спиртном может происходить (как было показано нами выше), мы  склонны отметить это в качестве отдельного результата. 

 Результаты  2 серии (см. таблицу 3- 4 в приложении). 

Во второй серии принимали участие 20 человек  (10 мужчин и 10 женщин) – это испытуемые показавшие положительные результаты  в первой серии. В эксперименте также принимали участие  несколько человек  имеющих единичные положительные результаты   (по желанию) и 1 испытуемая имеющие все отрицательные результаты, но пожелавшая  «пробовать еще». С каждым испытуемым ставился 1 эксперимент, включающий в себя  20 попыток.

Если эксперименты первой  серии мы рассматривали как обучающие, испытуемые (среди которых попадались абсолютные трезвенники) должны были в них научиться представлять запах и вкус спиртного, то во второй серии   мы изучали в чистом  виде   влияние мыслей и образов алкогольной тематики  в  запах, исходящий от испытуемого. Спецификой этой серии (в отличие от третьей) было наличие паров спиртного в помещении, в котором проводился опыт,  – на столе стояла открытая емкость с небольшим количеством спирта.  Однако испытуемый не подносил эту емкость к носу и не мог, говоря обыденным языком, «нанюхаться». Все эксперименты 2 серии проводились или на следующий день после опытов 1 серии, или через несколько дней, так что у испытуемых не могло сохраниться остаточное содержание спиртного после нюхания алкоголя в первой серии. 

Во второй серии мы получили те же группы результатов, что и в первой серии. 

Отрицательные результаты.    У  15 % испытуемых (3 человека: 2 женщины и 1 мужчина) опыт полностью не получился.  Во всех  20 попытках   думать о спиртном, воображать его образы, вкус, запах,    в выдохе регистрировалось нулевое  содержание этилового спирта.  Однако у остальных 85 процентов испытуемых  встречались хотя бы единичные положительные результаты, а даже единичные случаи говорят о принципиальной возможности, думая о каком-нибудь пищевом объекте (в нашем случае о спиртном) в какой-то момент начать пахнуть этим объектом.

Единичные положительные результаты встречались  у 30% мужчин и 40 % женщин.

Классический положительный результат  с заметной переключаемостью человека: при представлении образов алкогольной тематики в выдохе появляется этиловый спирт, при представлении другой пищи – исчезает, - наблюдался у 50% мужчин и 20 % женщин.

Пример наиболее  выраженного протокола.

№ оп

исп

 

0 проба

1 (11)

проб

2 (12)

проб

3 (13)

проба

4 (14)

проб

5 (15)

проб

6 (16)

проба

7 (17) проба

8 (18)

проба

9 (19)

проба

10 (20)

проба

После-

действ.

9

Ф

S

 

спирт

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

спирт

спирт

 

R

0

0

0,2

0

0,2

0

0,2

0

0

0

0,2

 

 

 

 

нейт

спирт

нейт

спирт

спирт

спирт

спирт

нейт

спирт

нейт

 

 

 

0

0,2

0

0

0

0

0,2

0

0,2

0

0

  S – стимул  (воображаемые образы: спирта или нейтрального пищевого объекта)

  R – реакция -  содержание алкоголя в выдохе (в промилле)

 

Положительный результат с фиксацией на образах спиртного -  при представление   мыслей и образов алкогольной тематики  у испытуемого появлялся в выдохе этиловый спирт,  и он сохранялся  на протяжении 3 и более проб. Такой эффект был обнаружен у 10% мужчин и 20 % женщин.

Пример наиболее  выраженного протокола.

№ оп

исп

 

0 проба

1 (11)

проб

2 (12)

проб

3 (13)

проба

4 (14)

проб

5 (15)

проб

6 (16)

проба

7 (17) проба

8 (18)

проба

9 (19)

проба

10 (20)

проба

После-

действ.

10

Ш

S

 

нейт

нейт

нейтр

нейт

нейтр

нейтр

нейтр

нейтр

нейтр

нейтр

 

R

0

1,2

0,6

0,7

0,7

0,7

0,8

0,5

0,8

0,5

0,7

 

 

 

 

нейт

нейт

нейтр

нейт

нейтр

спирт

спирт

нейтр

нейтр

нейтр

 

 

 

0,7

0,4

0,5

0,9

0

0

0,3

0,4

0,3

1,2

0,3

  S – стимул  (воображаемые образы: спирта или нейтрального пищевого объекта)

  R – реакция -  содержание алкоголя в выдохе (в промилле)

Следует обратить внимание, что испытуемая пришла на опыт совершенно трезвой (нулевой результат в пробе 0), и что на протяжении эксперимента ей удалось убрать алкоголь из  выдоха (опыт 15), после чего она снова стала воображать образы алкогольной тематики, однако  алкоголь в выдох вернулся не сразу (нулевой результат в пробе 16). И еще  важно отметить необычно высокую концентрацию алкоголя в выдохе  совершенно трезвой испытуемой, возникшую только под влиянием мыслей и образов алкогольной тематики.  Концентрация алкоголя в выдохе 1, 2 промилле – это запрещение водить  машину, штраф и  возможное определение в медвытрезвитель, а у нашей испытуемой подобное было дважды (из 20 проб), причем последний столь высокий результат был получен, когда испытуемая уже перестала думать о спиртном и наоборот пыталась представить нейтральные образы (20 проба).  

В последействии (через 20-30 минут после окончания опыта) алкоголь сохранялся в выдохе  у 40% мужчин и 30 % женщин. 

В этой серии не было испытуемых у которых эффект последействия появлялся бы после всех отрицательных проб основного эксперимента.  Но был один испытуемый (М),  у которого в нулевой пробе появился алкоголь, хотя, по его словам, он ничего не пил между этими опытами,  однако, идя на эксперимент, он знал, чем будет заниматься дальше, поэтому нельзя сказать, чтобы он не думал о спиртном в это время.  Кстати испытуемый М  в  этой серии продемонстрировал классический положительный результат с переключаемостью  воображения, т.е., когда он думал о спиртном – алкоголь появлялся в выдохе, когда не думал – исчезал. Этот факт позволяет нам еще раз  подчеркнуть, что у испытуемых, знающих об эксперименте,  спиртное может появиться в выдохе сразу при начале опыта, даже когда им говорят «не думайте сейчас об алкоголе». Мы назвали это явление   эффектом «не думать о белой обезьяне»

В качестве отдельного результата этой серии мы хотим отметить эффект обучения. Многие из успешных испытуемых этой серии говорили о том, что они «научились воображать спиртное», «придумали свое методики, как это делать». Одна из таких успешных методик  заключалась в следующем.  Следовало набрать полный рот воздуха и потом представлять, что это глоток спирта, вызывая ощущение вкуса  в глотке, на верхнем небе, и , конечно, же все время представлять картины спиртного. Удерживать воздух (не выдыхая) следовало 20-30 секунд – это время настройки алкометра – а потом выдуть его в трубочку прибора.

Эта методика оказалась очень результативной,  и мы позже обучали ей испытуемых в 3 серии. Однако следует учесть, что     спиртное могло появляться в выдохе не только после долгого удерживания воздуха во рту – оно могло появиться, даже когда люди уже перестали думать о спиртном (в последействии) и иногда при представлении нейтральных образов.

Результаты  3 серии (см. таблицу 5-6 в Приложении).  Третья серия опытов – самая сложная. Испытуемые должны были  «думать о спиртном», представлять его образы, вкус запах в отсутствии паров спиртного в помещении.  В опытах принимали  участие только  успешные испытуемые 1-2 серий, с частью из них опыт ставился в тот же день, что и эксперимент 3 серии.  В этой серии меньше всего положительных результатов, особенно если учесть, что дошедшие до нее испытуемые были способны вызывать у себя появление запаха алкоголя в выдохе в присутствии паров спиртного.

Отрицательный результат во всех 10 попытках был зафиксирован у  47% испытуемых, при этом  все попытки отрицательные были у  38% мужчин и у 67 %  женщин.

Единичные положительные пробы у 12% мужчин и отсутствовали у женщин.

 Классический положительный результат  с переключаемостью человека, когда при представлении спиртного в выдохе появляется этиловый спирт, а при представлении образов другой пищи - исчезает,  был зарегистрирован у 38% мужчин и у 22 % женщин.

Фиксация на образах спиртного, когда спирт появляется в выдохе при одном из представлений образов алкогольной тематики, и сохраняется  в течение нескольких замеров, наблюдалась к 12 % мужчин и 11% женщин.

В нулевом замере алкоголь появлялся в 3 случаях у мужчин, и ни разу  - у женщин. Следует отметить, что из этих трех два опыта проводились в тот же день, что и  эксперимент 2 второй серии, на который испытуемые  пришли трезвыми, что и было зарегистрировано в соответствующей нулевой пробе. Кроме этого, у этих испытуемых наблюдалось классическое переключение,  при котором в их выдохе спиртное неоднократно исчезало, когда они думали о чае, кофе или конфетах, так что этот феномен (появление паров спирта в нулевой пробе) мы вполне можем объяснить эффектом воображения.  И принять это объяснение даже для  испытуемого А, у которого следы спирта сохранялись в течении всего эксперимента.   

В качестве особых результатов по всем сериям можно отметить существование нескольких феноменов.

Наличие  паров спиртного в помещении, в котором проводится опыт,  резко увеличивает эффективность  эксперимента: когда испытуемые думают об алкоголе, представляют его запах и вкус  при наличии молекул этилового спирта в воздухе, то они быстрее начинают пахнуть спиртным и концентрация его в их выдохе выше.  При наличии паров спиртного в комнате (2 серия) - 85% успешных опытов, а при отсутствии паров спиртного в комнате (3 серия) - 53%. 

У мужчин  положительные результаты в данном эксперименте получается чаще, чем у женщин. Этот эффект наблюдается во всех 3 сериях. 

 

1 серия

2 серия

3 серия

% полож. опытов у мужчин

100

90

62

% полож. опытов у женщин

85

80

33

 И только у мужчин были положительные результаты в нулевых пробах,  также среди мужчин чаще встречается фиксация на образах спиртного.

Эффект  обучаемости.   Не смотря на то, что данный феномен (появление запаха спиртного при  мыслях алкогольной тематики)  может быть  спонтанным и обычно таковым и является, испытуемые могут научиться контролировать это явление.  Эффект обучения наблюдался во  всех сериях. Во-первых,   второй день опытов является  удачнее первого (1 серия): у 9 человек в 1 день были все  попытки неудачные,  а во второй день появились  положительные результаты, и только у 2 человек в  первый день были удачные замеры, а во второй  - положительных результатов не было.  Вторая десятка опытов была эффективнее, чем первая (2 серия); у  4 человек с  все опыты с1 по 10 были отрицательны, а в опытах с 11 по 20 встречались положительные результаты, обратные эффект наблюдался только у одного человека.  При проведении  2 и 3 серии в один день,  у испытуемых в третьей серии чаще встречаются положительные результаты, словно настроившийся  воображать спиртное организм  в течение нескольких часов сохраняет эту способность  (своеобразный эффект последействия).  И самое главное, испытуемые на протяжении всех опытов искали для себя способ сделать это явление подконтрольным.  Положительные результаты в 3 серии в основном наблюдались у людей, которые  нашли для себя способ  вызывать   сильные образы и ощущения алкогольной тематики, один из  таких способов  приведен выше.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Итак, феноменальный на первый взгляд результат получен: когда человек напряженно думает о каком-то предмете,  создает его полимодальный психический образ (вкус, запах, ощущения), то он  начинает пахнуть этим предметом.  Как показало наше исследование,  данный феномен может иметь место, по крайней мере, для образов пищевых объектов, являющихся метаболитами организма, в частности для образов и мыслей алкогольной тематики.

Данное явление может иметь два объяснения, находящихся в рамках возможностей современной науки.

Первое объяснение – это самовнушение, поскольку  этиловый спирт является  естественным метаболитом человеческого организма. Под влиянием мыслей о спиртном, образов, ощущений у человека  включается механизм внушения  самому себе состояния опьянения, в организме  усиливаются соответствующие биохимические реакции, которые ведут к синтезу молекул алкоголя в крови, и соответственно  появлению  их в  выдохе человека. 

Регуляция   человеком состояний организма  через психику  является признанным научных фактом,  и не требует специальных доказательств. Это явление неоднократно становилось предметом научных исследований:  разработана концепция саморегуляции психического состояния [6], раскрыт механизм регуляции функциональных состояний организма [10].  Важно, что система саморегуляции психических состояний включает в себя  в том числе психофизиологический уровень. Например, система психической саморегуляции  по Л.Г. Дикой  характеризуется психофизиологическим содержанием средств саморегуляции( переживания, психические образы, самовнушение, мышечные и дыхательные самовоздействия, волевые усилия и др.).   Именно представление психических образов, повторение формул, вызывание ощущений ведет к изменению психофизиологического состояния организма.  Давно известен феномен психического обезболивания [17].  А.А. Гостев, в своей монографии приводит множество примеров психотерапевтических эффектов образной сферы; визуализация тех или иных образов может запустить в организме программы исцеления психосоматических болезней,    изменить собственное поведение человека  и т.п. [5].  Данное явление хорошо изучено и для интересующей нас группы  психических образов – образов спиртного, а также и образов аналогичных объектов (пищи, табачных изделий).   Доказано влияние образов, связанных с табаком,  на течение никотиновой зависимости.  Визуализация этих  сигарет, процесса курения, курящих людей  в состоянии гипноза могла,  как усилить желание курить, так и его ослабить;  при этом испытуемые сообщали о субъективном ощущение вкуса и запаха сигарет,  возникающем при  внушении образа [8].

Разработаны методики использования самовнушения для снижения пищевой потребности, в которых  представление соответствующих образов ведет снижению чувства  голода  и уменьшению количества съедаемой пищи [3].

Наконец, доказано влияние образов спиртного на поведение человека и на его функциональное состояние, при этом образы  алкогольной тематики могут как ослаблять алкогольное поведение человека (например, супружеская терапия больных алкоголизмом благотворно воздействует на партнера, если одного из пьющих супругов лечить, то и второй начинает пить меньше) [18], так и вызывать его [9].

Как показано в опытах В.Ф. Петренко, гипнотическое внушение ведет к появлению соответствующего поведения, особенно легко получается при внушении ситуаций связанных со спиртным "внушение пациенту, что он находится в ресторане, приводит к тому, что он начинает воспринимать других пациентов, как "посетителей ресторана". Погрузившиеся в трансовое состояние пациенты ведут себя согласно своему типовому представлению о "посетителях ресторана". Они опустошают бокалы и рюмки с воображаемым алкоголем, раскачиваются на стуле в такт воображаемой ими "музыки", или сами горланят песни, выступая "подсадными утками" и заражая своим состоянием других пациентов". [9, с.19].

Можно предположить, что у некоторых испытуемых в состоянии гипноза могло  не только изменяться поведение, но и возможно было появление паров  спиртного в выдохе (особенно при наличии в помещении источника молекул этилового спирта),  как это показано в наших собственных экспериментах, просто авторы не  исследовали специально это явлении. 

Все это является доказательством того, что при визуализации образов изменяется функциональное состояние организма, усиливается и замедляется течение различные физиологических реакций, следствием этого  может быть изменение  гомеостаза организма и выделение летучих метаболитов, которые органолептически и с помощью приборов будут восприниматься как соответствующий запах.

Однако есть факты, которые  не укладываются в  эту модель, в частности, тот факт, что в присутствии паров спиртного эффект появления этилового спирта в выдохе резко усиливается.  Если бы  появление спиртного в выдохе объяснялось только внутренними причинами, то наличие или отсутствие  спиртного в воздухе помещения тем более в столь ничтожной концентрации не влияло так сильно на этот  феномен.  Также   в рамках самовнушения трудно объяснить столь сильную переключаемость испытуемых.   Между двумя замерами в наших экспериментах в среднем проходила 1 минута. Трудно представить, что за столько короткий срок успевают запуститься биохимические реакции, выделиться достаточное количество этилового спирта (иногда очень большое), и, самое главное,  эти реакции должны успеть прекратиться, чтобы  следующем замере спирта в выдохе уже не было.   Поэтому мы рассмотрели возможность альтернативного объяснения обнаруженного нами феномена.

Второе объяснение – концентрация  молекул этилового спирта из окружающего воздуха  вокруг   думающего о спиртном человеке, и в частности в  его ротовой полости, где он представляет вкус  алкоголя.

Современные психологи рассматривают психику не только как отражение внешнего мира. К.А.Абульханова, разрабатывая теорию  «субъекта  психической деятельности», писала, что человек порождает и поддерживает  в активном состоянии  некую «психическую реальность», которая и сама является активной [1].  В.Н. Дружинин предложил рассматривать психику не только как отражение существующего мира, но и как особую реальность, имеющую свою природу, отличную от биологической природы головного мозга и физической природы внешнего мира.  «Однако должно существовать поле, - пишет он,  природа которого не ясна, но которое является продуктом деятельности мозга, существует только в процессе его деятельности и влияет на его деятельность. \...\ Наиболее приемлемым вариантом физического описания психической реальности является (…) голографическая  модель. Актуально переживаемую психическую реальность можно рассматривать  как «стянутую волну» - голограмму, возникающую в результате функционирования головного мозга как целостной системы. Вероятно, что поле   - носитель голограммы является электромагнитным; это очевидное, но отнюдь не единственное решение» [7, с.72].

Что для нас важно, что таким образом определяемая психическая реальность выноситься во внешний мир.  Электромагнитное поле,  голографические «стянутые волны» и т.п., эти структуры могут существовать за пределами пространства головного мозга. Если представить психический образ как некоторую активную голограмму, то в соответствия со свойствами голографического изображения  «оптическая реконструкция возникает далеко от хранилища, а не локализовано в том же месте, где находится носитель» [7, с.73]. Если хранилищем информации   о многочисленных образах мира является головной мозг, то актуальные психические образы могут  проецироваться человеком во внешний мир, где и будут формироваться  условные «стоячие волны».  Многие авторы, в частности,  подчеркивали     пространственное соотнесения   образов мира   с миром,  а не  субъектом, особенно это касается  визуализации образов предметного  окружения человека, т.е.  образов непосредственного восприятия (чувственных образов). Б.Ф. Ломов и Л.М.Веккер [4] несколько раз подчеркивали, что  пространственно образы мира располагаются в том месте мира, где находится (находился) отражаемый объект,  а не в пространстве головного мозга.   

Теперь мы переходим в область предположений.  Исходя из голографической теории психики, мы можем представить актуализированные психические образы в виде «активных голограмм» проецирующихся за пределы головного мозга. По всей видимости,  у таких активных голограмм существуют какие-то  неизвестные нам  пока свойства, которые обеспечивают концентрирование химических молекул воображаемого вещества в его образе – на месте данной голограммы, т.е. вокруг человека думающего о спиртном. Особенно сильно такая концентрация может происходить  на месте вкусового образа, т.е. в ротовой полости, где человек вызывает у себя ощущение вкуса.     Появление субъективного ощущения вкуса пищевого объекта при напряженном размышлении на данную тему, при представлении образов, а уж тем более запахов, отмечали  многие исследователи.   Интересно, что о данном явлении  (появления ощущения вкуса предмета при восприятии его запаха) сообщали  многие авторы, изучающие роль запахов о запоминании и воспроизведении мнемонического материала, например  Р. Херц для запаха и вкуса дыма костра, свежесрезанной травы и воздушной кукурузы [15], однако они не придавали ему значения, как самостоятельному феномену.  Однако вполне возможно, что когда людям кажется, что они чувствуют вкус какого о предмета во рту,  там и на самом деле начинают накапливаться молекулы этого вещества, особенно в том случае, когда они  реально присутствуют в воздухе лаборатории (при обонятельной стимуляции), во всяком случае именно это  было установлено  в наших экспериментах для этилового спирта.

Сделать выбор между двумя этими альтернативами  можно только с помощью  дополнительных эмпирических исследований.

ВЫВОДЫ.

1. По обонятельному каналу может передаваться  информация значительный объем информации о  человеке (о его  поле, состоянии здоровья, функциональном состоянии, эмоциях),  значительная часть этой информации не осознается другими людьми, однако она влияет на их эмоции и поведение, и может быть, отслежена с помощью специальных  экспериментов.

2.  Нами эмпирически установлено  существование феномена  «появления запаха  предмета от человека,  думающего об этом предмете» на модели мыслей и образов алкогольной тематики.  В  нашем эмпирическом исследовании было  показано, что при активном представлении  образов спиртного  в выдохе совершенно трезвого человека может появляться  этиловый  спирт в концентрации от 0,1 до 1,2 промилле, регистрируемый газоанализатором Drivesafe,  при переключении на мысли о других пищевых продуктах – алкоголь из выдоха исчезает.  Мы определили  условия,  в которых данное явление носит устойчивый характер: предварительное обучение и наличие паров спиртного в помещении в котором проводится опыт.  У мужчин данный феномен реализуется лучше,  чем у женщин.

3. Данный феномен   реализуется хотя бы один раз из  двадцати попыток  у 92 % нетренированных испытуемых, если они могут  перед началом опыта нюхать спиртное;    у  85 % тренированных испытуемых, если открытая емкость со спиртным стоит перед ними на столе; и хотя бы один раз из 10 попыток  у 53 %   у тренированных испытуемых при отсутствии источника паров спирта в помещении.  Тренировкой  в данном случае выступало повторное участие   испытуемого в эксперименте в течение нескольких дней.

4.  Выделено несколько типов реализации данного явления. Первый – появление единичных  положительных реакции в течение  1—20  попыток. Второй -  легкая переключаемость человека от представлений образов спиртного к образам неалкогольной тематики, при этом  молекулы этилового спирта то появляются в выдохе, то исчезают,  переключение занимает от 1 минуты. Третий фиксация человека на  представлениях алкогольной тематики –  трезвый человек представляет спиртное – в его выдохе появляется этиловый спирт, потом он в течение 5 – 20 минут представляет образы неалкогольной тематики, однако этиловый спирт в выдохе продолжает регистрироваться.

5. Возможно непроизвольное появление паров  спиртного в выдохе человека  через 20-30 минут после окончания эксперимента (эффект последействия), когда испытуемый уже не думает о спиртном специально, также возможно спонтанное появление паров спиртного в выдохе  до начала эксперимента, когда испытуемый  приходит на опыт повторно, уже зная, что ему предстоит воображать далее.  Обычно такое явление бывает не стойким, и испытуемый   может убрать алкоголь из выдоха, сосредотачиваясь на представлении  образов  неалкогольной тематики (чая, кофе).

6.  Предложено два варианта объяснения механизма данного явления. Первый – самовнушение, думая о спиртном, воображая его образы,  человек запускает  определенные механизмы в своем организме, а поскольку этиловый спирт является метаболитом организма,  он синтезируется и выделяется в выдохе.  Второй – гипотетический механизм  концентрации молекул этилового спирта из окружающего воздуха вокруг (и, в частности, в ротовой полости) человека думающего о спиртном.

 

АбульхановаСлавская К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.

.

Валентик Ю. В., Матвеев Е.В., Булатников А. Н., Исагулов А. С., Гальетов И. В., Дудко Д. В., ЗАО " Информационные технологии". Способ снижения пищевой потребности при алиментарной форме ожирения: Пат. 2227045 Россия, МПК А61М 21/00. Опубл. 20.04.04, бюл. № 11.

Веккер Л.М., Ломов Б.Ф. О чувственном образе как изображении.//Вопр. фил., 1961, N 4, с.47-59.

Гостев А.А. Дорога из зазеркалья: психология развития образной сферы человека. М.: ИПРАН, 1998, 216с.

Дикая Л. Г. Гримак Л. П. Теоретические и экспериментальные проблемы управления психическим состоянием человека. \\Вопросы кибернетики: Психические состояния и эффективность деятельности. М. Наука, 1983, с.28 -54.

Дружинин В.Н. Онтология психической реальности. // Проблема субъекта в психологической науке. М.: «Академический проект», 2000, с. 64 – 75.

Новикова С. А. Современные подходы гипнотерапии в лечении табачной зависимости // Психотерапия, 2005, № 4, с. 42-46.

Петренко В. Ф. , Кучеренко В. В., Вяльба  Ю. А. Психосемантика измененных состояний сознания (на материале гипнотерапии алкоголизма).\\ Психол.ж., 2006, том 27, № 5, с.16-27.

Прохоров А. О. Функциональные структуры и средства саморегуляции психических состояний. \\ Психол.ж. 2005, том 26, № 2, с.68-80.

Bensafi M, Brown WM, Kahn R, Levenson S, Sobel. Sniffing human sex-steriod derived compounds modulates mood and memory and autonomic nervous system function in specific behavioral contexts. Behavioural Brain Research, (2004) 152, 11-22;

Chen D, Haviland-Jones J. Human Olfactory communications of emotion. Perceptual Motor Skills , (2000) 91, 771-781;

Doty R.L.,  Green P.A., Ram C., Yankell S.L.  Communication of gender from human breath odors: Relationship to perceived intensity and pleasantness. Hormones and Behavior, 1982, 16, 13-22. 

Herz RS. A naturalistic analysis of autobiographical memories triggered by olfactory visual and auditory stimuli. Chemical Senses, (2004) 29, 217-24;

Herz RS. Odor-associative Learning and Emotion: Effects on Perception and Behavior. Chemical Senses, (2005) 30 Suppl 1, i250-51;

Jacob S, Spencer NA, Bullivant SB, Sellergren SA, Mennella JA, McClintock MK. Effects of breastfeeding chemosignals on the human menstrual cycle. Human Reproduction, (2004) 19, 422-29.

Jensen M. Patterson D. Hypnotic treatment of chronic pain. J. Behav. Med. 2006. 29, № 1, c.95-124.

Kuenzler A., Beutler L. Couple alcohol treatment benefits patients' partners //J. Clin. Psychol. , 2003, № 7, с. 791 - 806.

McClintock M.K. Menstrual synchrony and suppression.  Nature, 1971, 229, 244-245.

Pause BM, Raack, N, Sojka B, Goder R, Aldenhoff JB, Ferstl R. Convergent and divergent effects of odors and emotions in depression. Psychophysiology, (2003) 40, 209-25;

Pomares CG, Schirrer J, Abadie V. Analysis of the olfactory capacity of healthy children before language acquisition. Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics , (2002) 23, 203-7;

Rattaz C, Goubet N, Bullinger A. The calming effect of a familiar odor on full-term newborns. Journal of developmental and behavioral pediatrics, (2005) 26, 86-92;

Russell M.J., Switz G.M., Thompson K. Olfactory influence  on the  human menstrual cycle. Pharmacology, Biochemistry and Behavior, 1980,13, 737-738.

Schiffman S.S. Taste  and smell  in disease. New England Journal of Medicine, 1983, 308, 1275-1279, 1337-1343.

Wallace P. Individual discrimination of humans by odor. Physiology and Behavior, 1977, 19, 577-579

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Таблица 1. Концентрация алкоголя в выдохе испытуемых- мужчин при воображении (и обонянии) спиртного и нейтральных пищевых объектов (1 серия опытов).

 

№ оп

исп

 

0 проба

1 проба

2 проба

3 проба

4

проба

5 проба

6 проба

7 проба

8 проба

9 проба

10 проба

Послед

ействие

1

А

S

 

нейт

нейт

нейт

нейт

нейт

нейт

нейт

спирт

нейт

нейт

 

R

0,2

0,4

0,3

0,3

0,2

0,2

0,2

0

0,2

0,4

0,6

0,4

2

А

S

 

спирт

спирт

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

нейт

нейт

спирт

 

R

0

0

0

0,3

0

0,3

0

0,3

0

0

0,7

0,2

3

Б

S

 

спирт

спирт

спирт

нейт

нейт

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

 

R

0

0

0

0,5

0,3

0

0,4

0

0,5

0

0,3

0

4

Б

S

 

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

спирт

нейт

спирт

спирт

нейт

 

R

0

0,3

0

0,2

0

0

0,4

0

0

0,3

0

0,2

5

В

S

 

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

 

R

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0,3

0

6

В

S

 

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

нейт

 

R

0

0,2

0

0,7

0

0,8

0

0,6

0

0,2

0

0

7

Г

S

 

спирт

нейт

нейт

нейт

нейт

нейт

нейт

нейт

нейт

нейт

 

R

0

0,5

0,3

0,3

0,2

0,3

0,3

0,6

0,3

0,3

0,8

0,4

8

Г

S

 

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

 

R

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

9

Д

S

 

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

 

R

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

10

Д

S

 

спирт

нейт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

 

R

0

0,2

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

11

Е

S

 

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

нейт

нейт

нейт

спирт

 

R

0

0

0

0

0

0

0,5

0,3

0,3

0

0,2

0,2

12

Е

S

 

спирт

нейт

спирт

нейт

нейт

спирт

нейт

нейт

нейт

спирт

 

R

0

0,3

0

0,3

0,2

0

0

0,2

0,2

0

0

0,2

13

Ж

S

 

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

 

R

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

14

Ж

S

 

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

нейт

 

R

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0,1

0

0

15

З

S

 

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

 

R

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0,3

0

16

З

S

 

спирт

спирт

спирт

нейт

спирт

спирт

нейтр

спирт

нейт

спирт

 

R

0

0

0

0,2

0

0

0,2

0

0,2

0

0,2

0,2

17

И

S

 

спирт

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

нейт

нейт

спирт

нейт

 

R

0

0

0,8

0

0,6

0

0,9

0,1

0

0,4

0

0

18

И

S

 

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

нейт

 

R

0

0,5

0

0,4

0

0,6

0

0,8

0

0,3

0

0,2

19

К

S

 

спирт

спирт

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

нейт

 

R

0

0

0

0,3

0

0,4

0

0,3

0

0,4

0

0

20

К

S

 

спирт

спирт

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

нейт

 

R

0

0

0

0,2

0

0,3

0

0,2

0

0,3

0

0

21

Л

S

 

нейт

нейт

нейт

нейт

нейт

спирт

нейт

спирт

спирт

нейт

 

R

0,2

0,2

0,2

0,2

0,4

0

0,2

0

0

0,3

0,4

0,4

22

Л

S

 

спирт

спирт

нейт

нейт

спирт

нейт

нейт

спирт

нейт

нейт

 

R

0

0

0,6

0,2

0

0,2

0,4

0

0,2

0,3

0,4

0,2

23

М

S

 

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

нейт

нейт

спирт

нейт

нейт

 

R

0

0,3

0

0,3

0

0,3

0,3

0

0,4

0,3

0,4

0,3

24

М

S

 

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

нейт

 

R

0

0,3

0

0,3

0

0,5

0

0,3

0

0,3

0

0

S – стимул  (воображаемые образы: спирта или нейтрального пищевого объекта)

  R – реакция -  содержание алкоголя в выдохе (в промилле)

 

 

Таблица 2. Концентрация алкоголя в выдохе испытуемых- женщин при воображении (и обонянии) спиртного и нейтральных пищевых объектов (1 серия опытов).

 

№ оп

исп

 

0 проба

1 проба

2 проба

3 проба

4

проба

5 проба

6 проба

7 проба

8 проба

9 проба

10 проба

Послед

ействие

1

Э

S

 

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

 

R

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2

Э

S

 

спирт

спирт

нейт

спирт

нейт

нейт

нейт

нейт

спирт

спирт

 

R

0

0

0,2

0

0,2

0,2

0,2

0,2

0

0

0,2

0,2

3

Ю

S

 

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

нейт

спирт

спирт

 

R

0

0

0

0

0

0

0

0,2

0

0,2

0

0,1

4

Ю

S

 

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

 

R

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

5

Я

S

 

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

 

R

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

6

Я

S

 

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

 

R

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

7

Н

S

 

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

нейт

спирт

спирт

спирт

спирт

 

R

0

0

0

0

0

0,2

0

0

0

0

0,3

0

8

Н

S

 

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

 

R

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0,2

9

О

S

 

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

 

R

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

10

О

S

 

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

 

R

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

11

П

S

 

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

 

R

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

12

П

S

 

спирт

спирт

спирт

нейт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

 

R

0

0

0

0,2

0

0

0

0

0

0

0,2

0,1

13

Р

S

 

спирт

спирт

спирт

спирт

нейт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

 

R

0

0

0

0

0,2

0

0

0

0

0

0

0

14

Р

S

 

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

 

R

0

0,2

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

15

С

S

 

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

чай

спирт

чай

 

R

0

0

0

0

0

0

0

0,2

0

0,2

0

0,3

16

С

S

 

спирт

спирт

спирт

нейт

нейт

нейт

нейт

нейт

спирт

нейт

 

R

0

0

0

0,3

0,2

0,3

0,3

0,2

0

0,3

0,2

0,3

17

Т

S

 

спирт

нейт

спирт

спирт

нейт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

 

R

0

0,3

0

0

0,2

0

0

0

0

0

0,2

0

18

Т

S

 

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

спирт

нейт

нейт

нейт

нейт

 

R

0

0,3

0

0,3

0

0

0,5

0,3

0,3

0,3

0

0,4

19

У

S

 

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

спирт

нейт

спирт

спирт

нейт

 

R

0

0,3

0

0,2

0

0

0,3

0

0

0,3

0

0,3

20

У

S

 

спирт

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

спирт

нейт

спирт

спирт

 

R

0

0

0,2

0

0,2

0

0

0,2

0

0,2

0

0

21

Ф

S

 

спирт

нейт

спирт

спирт

нейт

спирт

нейт

нейт

спирт

нейт

 

R

0

0,3

0

0

0,4

0

0,2

0,2

0

0,3

0

0

22

Ф

S

 

спирт

нейт

нейт

спирт

нейт

нейт

нейт

спирт

нейт

нейт

 

R

0

0,4

0,2

0

0,4

0,2

0,2

0

0,3

0,2

0

0

23

Ч

S

 

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

 

R

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

24

Ч

S

 

спирт

спирт

спирт

нейт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

 

R

0

0

0

0,2

0

0

0

0

0

0

0

0

25

Ш

S

 

спирт

нейт

нейт

нейт

спирт

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

 

R

0

0,3

0,2

0,2

0

0

0,5

0

0,4

0

0,3

0,5

26

Ш

S

 

спирт

нейт

нейт

нейт

нейт

нейт

нейт

нейт

спирт

нейт

 

R

0

0,7

0,5

0,8

0,7

0,4

0,7

0,4

0

0,3

0,5

0,5

S – стимул  (воображаемые образы: спирта или нейтрального пищевого объекта)

 R – реакция -  содержание алкоголя в выдохе (в промилле)

 

 

 

Таблица 3. Концентрация алкоголя в выдохе испытуемых- мужчин при воображении образов спиртного (в присутствии источника паров  алкоголя) и нейтральных пищевых объектов (2 серия опытов).

№ оп

исп

 

0 проб

1 (11)

проб

2 (12)

проб

3 (13)

проба

4 (14)

проб

5 (15)

проб

6 (16)

проба

7 (17) проба

8 (18)

проба

9 (19)

проба

10 (20)

проба

 

1

А

S

 

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

 

R

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0,2

 

 

 

S

 

нейт

спирт

нейт

спирт

нейт

нейт

нейт

нейт

нейт

спирт

 

R

 

0

0,2

0

0,2

0

0

0

0

0

0,2

0

2

Б

S

 

спирт

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

 

R

0

0

0,5

0

0,4

0

0,2

0

0,6

0

0,3

 

 

 

S

 

нейт

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

 

R

 

0

0,2

0

0,4

0

0,3

0

0,3

0

0,5

0

3

Е

S

 

спирт

нейт

нейт

нейт

нейт

спирт

нейт

нейт

спирт

нейт

 

R

0

0,2

0,3

0,2

0,4

0

0,2

0,2

0

0,2

0

 

 

 

S

 

спирт

нейт

спирт

нейт

нейт

нейт

нейт

спирт

нейт

спирт

 

R

 

0,3

0

0,2

0,2

0,2

0,2

0

0,5

0

0,3

0,4

4

В

S

 

спирт

спирт

нейт

нейт

нейт

спирт

спирт

нейт

нейт

спирт

 

R

0

0

0,3

0,2

0,2

0

0

0,3

0

0

0,3

 

 

 

S

 

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

нейт

 

R

 

0,3

0

0,4

0

0,4

0

0,3

0

0,2

0

0,5

5

Г

S

 

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

 

R

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

 

 

S

 

спирт

спирт

спирт

спирт

нейт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

 

R

 

0

0

0

0,2

0

0

0

0

0

0

0

6

Д

S

 

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

 

R

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

 

 

S

 

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

 

R

 

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

7

И

S

 

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

нейт

нейт

спирт

спирт

нейт

 

R

0

0,4

0

0,3

0

0,6

0,2

0

0

0,3

0

 

 

 

S

 

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

нейт

 

R

 

0,5

0

0,5

0

0,6

0

0,4

0

0,3

0

0,2

8

К

S

 

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

 

R

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

 

 

S

 

спирт

нейт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

 

R

 

0,2

0

0

0

0

0

0

0

0

0,1

0

9

Л

S

 

спирт

спирт

спирт

нейт

нейт

нейт

нейт

нейт

нейт

нейт

 

R

0

0

0

0,2

0,3

0,4

0,2

0,3

0,3

0,3

0,2

 

 

 

S

 

нейт

нейт

спирт

нейт

нейт

нейт

нейт

спирт

нейт

нейт

 

R

 

0,2

0

0,5

0,3

0,2

0,2

0

0,3

0,3

0,2

0,2

10

М

S

 

нейт

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

 

R

0,3

0

0,5

0

0,4

0

0,3

0

0,4

0

0,3

 

 

 

S

 

нейт

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

нейт

спирт

 

R

 

0

0,3

0

0,4

0

0,4

0

0,4

0

0,4

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S – стимул  (воображаемые образы: спирта или нейтрального пищевого объекта)

R – реакция -  содержание алкоголя в выдохе (в промилле)

 

 

Таблица 4. Концентрация алкоголя в выдохе испытуемых- женщин при воображении образов спиртного (в присутствии источника паров  алкоголя) и нейтральных пищевых объектов (2 серия опытов).

 

№ оп

исп

 

0 проб

1 (11)

проб

2 (12)

проб

3 (13)

проба

4 (14)

проб

5 (15)

проб

6 (16)

проба

7 (17) проба

8 (18)

проба

9 (19)

проба

10 (20)

проба

 

1

Э

S

 

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

спирт

 

R

0

0

0

0

0

0

0