Как писать заключение.
Заключение представляет собой краткий пересказ всей вашей работы. Чем-то похоже на введение. Но если введение это вступление в вашу работу, то заключение - ее итог. И писаться заключение должно иными словами, чем введение.
Заключение может писаться по следующей схеме. Введение занимает 3-4 страницы. Пункты не нумеруются.
Актуальность проблемы.
Краткий обзор теоретической части.
Целью нашего эмпирического исследования являлось….
Мы ставили перед собой следующие задачи….
Мы использовали следующие методики….
В исследовании принимало участие…. человек, они были…. (тем-то).
Мы получили следующие результаты….
Как писать выводы
Выводы – это еще более краткий пересказ всей вашей работы. Занимают 1- 1, 5 страницы, не больше. Выводы номеруются. У вас может быть 4 – 7 выводов. Размер одного вывода примерно - один абзац (5 - 10 строк).
1 вывод пишется по теории.
Остальные выводы пишутся по эмпирической части. Можно в каждом выводе делать заключение по одной из использованных методик. Тогда количество эмпирических выводов совпадет с количеством методик. Лучше конечно делать выводы не по методикам, а по достоверным результатам, полученным вами с применением математической статистики. В этом случае один вывод будет включать в себя или заключение о наличии одной взаимосвязи двумя психологическими показателями («существует достоверная положительная взаимосвязь между агрессивностью родителей и детей, коэффициент корреляции Пирсона равен 0,5, р<0, 05»), или заключение о наличии различий между двумя группами людей (« существуют различия в уровне интеллекта детей из неполных семей и детей из полных семей; средний уровень IQ детей из неполных семей достоверно выше на 6,2 балла, по критерию Стьюдента с р<0,05). Один вывод может быть посвящен описанию психологических показателей между которыми достоверные различия или взаимосвязи отсутствуют. При желании последний вывод можно сделать теоретическим, обобщающимся все полученные результаты.
Пример написания заключения и выводов по теме «Особенности кратковременной памяти у детей с ЗПР»
Заключение
Особая
актуальность изучения памяти детей с
задержкой психического развития связана с тем, что именно недостаточная сформированность
познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей,
возникающих у детей с задержкой психического развития при обучении в школе. Как
показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования,
существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной
аномалии развития принадлежит нарушениям памяти. Ввиду того
что программа специальных учебных заведений для детей с ЗПР предусматривает
получение ими образования в объеме средней общеобразовательной школы, создание
системы коррекционного обучения для таких учащихся обязательно предполагает
тщательное изучение своеобразия их памяти,
что может помочь поиску путей и методов ее совершенствования.
По
данным Института коррекционной педагогики РАО число детей с задержкой
психического развития составляет 5,8 % всех учащихся младших классов. Однако
только 30% из них после окончания начальных классов могут быть переведены на
программу общеобразовательной школы, остальные должны обучаться по программе
детей с задержкой психического развития. Это свидетельствует о недостаточно
эффективной коррекционной работе с учащимися на ранней ступени их обучения и отсутсвии индивидуального подхода в работе с такими детьми..
Научной
основой подхода к проблеме коррекции дефектов детей с ЗПР явилась теория о
развитии детей под влиянием обучения, которая разрабатывалась Л.С.Выгодским и
его сотрудниками. В их работах показано, что у детей с ЗПР под влиянием
обучения формируются сложные виды психической деятельности. Л.С.Выгодский
подчеркивал, что у детей с ЗПР кроме дефектов есть и сохранные стороны психики,
опираясь на которые можно воспитывать умственное развитие, сглаживая их
недостатки. Научно обоснованный тезис Л.С.Выгодского о возможности и
необходимости формирования у детей относительно сложных видов психической деятельности
в процессе обучения, является той основой на которой
сложились принципы коррекционной работы с детьми данной категории.
Комплексное изучение клинических,
психологических особенностей детей с ЗПР и их потенциальных возможностей ( М.С.Певзнер, Т.А.Власова, К.С.Лебединская, Р.И.Мачинская, М.И. Фишман, У.В. Ульянкова
и другие) показала, что у детей с ЗПР
практически все нейропсихологические показатели
ниже аналогичных показателей здоровых детей.
В
наибольшей степени при этом отличаются показатели памяти (зрительной и
слуховой). А память, по Л.С. Выгодскому в младшем школьном возрасте является
одной из ведущих психических функций, так как играет существенную роль в
формировании мышления, речи, общей регуляции деятельности. Не сформированных мистический процессов является одной из распространенных
причин школьной неуспеваемости детей. В исследованиях отечественных психологов
показано, что важную роль в процессе обучения играет кратковременная память,
благодаря которой воспринимаемая ребенком информация сохраняется на короткое
время, необходимое для решение
поставленной задачи (чтение, списывание с доски или книги, зрительный счет и
т.д.). В младшем школьном возрасте на начальных этапах обучения чтению роль
кратковременной зрительной памяти особенно велика, так как она определяет
скорость узнавания букв и объедение их в слова и
последующее их кодирование при переводе зрительных образов в вербальный. К
настоящему времени установлена строгая зависимость между уровнем развития
кратковременной зрительной памяти и овладением чтения.
Как
известно, младший школьный возраст сензитивен для
становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная
развивающая работа по овладению мнемической
деятельности является в этот период наиболее эффективной. Совершенствование
памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в
ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных
с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной
работы направленной на формирование таких способов они складываются стихийно и
не редко оказываются непродуктивными. Самый ранний прием – это перевод
зрительной информации благодаря открытой или внутренней вербализации в слуховую
память, в контрой она
сохраняется путем повторения.
Целью
нашего эмпирического исследования являлось изучение особенностей
кратковременной памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой
психического развития, а также сравнительный анализ ососбенностей
памяти детей с ЗПР и здоровых детей.
В
качестве предмета исследования выступала
кратковременная память. Объектом исследования выступили младшие школьники 8-9
лет – 42 человека. Основную группу составили учащиеся специального класса для
детей с ЗПР – 21 ученик. Для сравнения к исследованиям привлекались нормально
развивающиеся дети, успешно справляющиеся со школьной программой – 21 ребенок.
Мы
предположили, что задержка психического развития оказывает негативное влияние
на уровень развития кратковременной памяти у детей младшего школьного возраста
по сравнению со здоровыми детьми того же возраста.
В
работе мы использовали методики диагностики зрительной и слуховой
кратковременной памяти, а также методы клинико-диагностического анализа
заключений и методы математической статистики.
В
процессе исследования наша гипотеза подтвердилась. У детей с задержкой
психического развития были обнаружены дефекты мнестической
деятельности. Наиболее сильно у детей с
ЗПР поражена кратковременная зрительная память на трудно вербализуемые
объекты. В тесте детям предлагалось запомнить
рисунки абстрактных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и
т.д.). Из различных геометрических фигур дети с ЗПР чаще всего запоминали те,
которые смогли вербализовать. Пять детей из этой
группы назвали круг – шариком или мячиком. Встречалось характерное
для дошкольников замена геометрических
фигур названием предмета, близкого по форме: например квадрат – кубик,
треугольник – крыша. В отличии от детей с ЗПР здоровые
дети реже заменяли геометрические фигуры названиями, подобные ошибки у них были
единичные.
Также
сложности в запоминании у детей с ЗПР вызвал тест «Запоминание цифр». Дети с
ЗПР запоминали цифры хуже, чем слова и легко вербализуемые
картинки (мяч, дерево и др.). Наименьшие нарушения памяти у детей с ЗПР были
обнаружены при запоминании ими предметных образов (легко вербализуемых
картинок) и слов.
Как
видно из нашего исследования, чем сложнее мнестическое
задание, тем ярче проявляются различия в организации памяти здоровых детей и
детей с ЗПР.
Таким
образом, проведенное нами исследование подтвердило нашу гипотезу.
1. Недостаточная сформированность познавательных процессов является одной из основных причин
трудностей, возникающих у детей с задержкой психического развития при
обучении в школе. Клинические и психолого-педагогические исследования
показали, что существенное место в
структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития
принадлежит нарушениям памяти. В основе
многих более сложных дефектов изначально лежат нарушения кратковременной
памяти. Кратковременная память детей, отстающих в умственном развитии,
характеризуется рядом своеобразных черт. В специальной литературе приводятся
данные об особенностях этого вида памяти у детей с ЗПР. В частности,
отмечается снижение объема памяти, медленное нарастание продуктивности
запоминания при повторных предъявлениях материала, повышенная
тормозимость следов побочными интерферирующими
воздействиями, нарушения порядка воспроизведения словесных и цифровых рядов.
2. Наше эмпирическое исследование показало, что сильнее всего у
детей с задержкой психического развития нарушаются процессы запоминания абстрактных объектов, геометрических фигур, цифр. При выполнении модифицированного теста «Запомни рисунок» многие дети с ЗПР просто не могут
назвать абстрактные образы и геометрические фигуры, поэтому им и
трудно запоминать такого рода
информацию. В группе здоровых детей все
объекты смогли узнать 6 детей, а в группах с ЗПР – никто. При этом 10 детей (47
%) в группе детей с нормальным психическим развитием выполнило тестирование со
средними и высокими показателями, в группе детей с ЗПР – 8 детей (38 %).
3. На втором месте по степени нарушения у детей с ЗПР – нарушение
запоминания цифр, поскольку цифры также несут абстрактную информацию. Было установлено, что средний показатель объема
кратковременной слуховой памяти на цифры у детей с нормальным психическим
развитием равен 5,1 ± 2,12. У детей с ЗПР этот показатель был равен 3,4 ± 1,48
что достоверно ниже чем у здоровых детей
(по критерию Стьюдента, р<0,001).
4. Наше исследование показало, что наименьшие нарушения памяти у
детей с ЗПР были обнаружены при запоминании ими конкретной словесной
информации, наиболее высоким был объем кратковременной памяти на предметные
образов (легко вербализуемых картинок) и слов, также
обозначающие конкретные предметы. Средний показатель узнавания легко вербализуемых объектов у детей с нормальным психическим
развитием 8,4±0,97, у детей с ЗПР 7,7 ± 0,92, что хотя и меньше показателей
здоровых детей, но входит к границы
нормы объема кратковременной
памяти.